Официальный сайт
юридической компании "Нева"

Правительство отклонило законопроект по поправкам в КОАП РФ в части штрафов за валюту

Правительство отклонило законопроект по поправкам в КОАП РФ в части штрафов за валюту

Минфин опубликовал проект заключения правительства Российской Федерации по проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Законопроект разработан депутатом Госдумы А.С. Ивановым.

В доументе говорится, что "законопроектом предлагается внести изменение в статью 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее — Закон), предусматривающее установление обязанности резидентов по принятию необходимых мер по получению от нерезидентов иностранной валюты и валюты Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках, причитающейся резидентам в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) с нерезидентами, а также — изменения в часть 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), предусматривающие установление ответственности для резидентов за невыполнение ими обязанности по принятию указанных мер и более низкого размера административного штрафа за указанное правонарушение.

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что нерезиденты часто допускают нарушение сроков платежа или же, в случае своего банкротства, не осуществляют оплату совсем. Отмечается также, что во всех указанных случаях резиденты привлекаются к административной ответственности, что является несправедливым. При этом автор законопроекта считает, что размер административного штрафа за указанные нарушения является завышенным.
Законопроект не раскрывает перечень мер, которые должен принять резидент по получению от нерезидентов иностранной валюты и валюты Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках, что означает установление неопределенных требований. Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 21 января 2010 г. № 1-П неопределенность содержания правовых норм влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение, создает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит — к нарушению таких конституционных принципов как принцип юридического равенства и принцип верховенства Конституции Российской Федерации и основанных на ней федеральных законов.

Помимо этого, установление неопределенных требований к гражданам и организациям является коррупциогенным фактором.

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, при этом договор позволяет определить права и обязанности сторон, а также правовые гарантии. Статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность изменения договора по соглашению сторон, а также по требованию одной из сторон по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной. Гражданское законодательство Российской Федерации и международная практика предусматривают также возможность использования резидентами в договорных отношениях с нерезидентами аккредитивной формы расчетов.

Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации предусматривает для добросовестных резидентов возможность заблаговременного принятия соответствующих мер, в том числе, в части изменения сроков, формы расчетов по договору и способов обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных внешнеторговым договором (контрактом), для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 3.1 КоАП административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. В этой связи предлагаемый законопроектом размер административного штрафа не будет способствовать профилактике совершения правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 4 статьи 15.25 КоАП.

С учетом изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект", — говорится в заключении правительства.


Rambler's Top100